среда, 2 января 2013 г.

Какая разница?

Такой вопрос часто слышат те, кто решил для себя не отмечать общепринятые праздники из-за их неприглядного происхождения. Это касается праздников религиозных, например, Рождество, Пасха. Это же касается и праздников, которые традиционно не воспринимаются как религиозные, например, Новый Год.
Итак, действительно, какая разница, имеет ли значение то, какое у праздника происхождение?

Смоделируем ситуацию:
В некой стране, группа наделенных властью людей идеализирует Адольфа Гитлера, для них он герой, и т. д. У них есть большое желание установить в качестве государственного праздника — день его рождения — 20 апреля. Однако, понимая, что значительной части народа страны такая идея придется не по душе, эта группа решает «замаскировать» день рождения Гитлера под какой-нибудь «День всеобщей радости», чтобы всем было легче его принять. Люди с готовностью принимают этот праздник, отмечают много лет. Для народа он становится «родным», семейным праздником. Однако через несколько лет вскрывается факт, что задумано это празднество в честь Адольфа Гитлера, дата установлена в честь его дня рождения и т. п. Имеет ли значение в данном случае происхождение праздника? Ведь праздник приносит людям радость, семьи могут собраться вместе?... У разумных людей такие факты об истоках торжества вызвали бы возмущение и отторжение. Думающие люди отказались бы от подобного празднования.

Как ни странно подобная схема работает по отношению ко многим популярным сегодня праздникам. Эти праздники прижились, стали частью «культуры», не смотря на то, что происхождение многих из них ничуть не лучше. Но размышляя над этой смоделированной ситуацией можно для себя определиться: «А есть ли разница, какое происхождение у праздника, который я отмечаю? Кого я на самом деле чествую, празднуя его?».
Оказывается, разница есть.

5 комментариев:

  1. Разницы не будет, если человек безразличен к Гитлеру. На работе я такой вопрос задал иудею и агностику. Агностик праздновал бы. Иудей нет.

    Итого: у большинства главный мотив празднования - безразличие к причинам, любовь к себе. Но рядом с такими "лишь-бы-выпить" людьми, я бы не праздновал никакой, даже самый хороший праздник

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь стоит вопрос честности перед самим собой. Конечно, есть много людей, которым "Всё - всё равно". Эти люди НЕ ХОТЯТ задумываться, и не важно о чем задумываться. Но для честных перед самими собой людей и для тех, кто не потерял самоуважения, подобные факты не будут вопросом личного предпочтения, а будут вопросом принципа, потому что таким людям глубоко не приятно быть причастным к такой грязи. А, значит, для них есть разница, какое происхождение у праздников, которые они отмечают.

      Удалить
  2. хлесткий пример для думающих людей... спасибо

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный4 июня 2014 г., 23:27

    Другой пример: жил-был бог Ктулху. Со своими обязанностями ниспослания дождя худо-бедно справлялся. По крайней мере, считалось, что дождь - это дело его рук. И поэтому в честь него установили праздник плодородия. Время шло, вода текла, люди менялись. Праздник плодородия в честь Ктулху со временем трансформировался в праздник Природы. От него отслоились все элементы чисто религиозного культа. Праздник Природы стал праздноваться не в честь какого-то бога, а просто так: все-таки человек окружен Природой, да и сам часть Природы. Дары Природы приносят людям радость и веселие сердца. Многие из них, конечно, не задумываются, что у Природы есть Творец. Однако сам праздник приобрел совершенно светский характер, ну разве что сохранились какие-то рудиментарные околорелигиозные пережитки.
    И тут вдруг, спустя столетия, кто-то откапывает страшную правду: оказывается столь хорошо знакомый людям радостный праздник Природы когда-то в далеком прошлом был связан с культом бога Ктулху (о котором многие имеют весьма туманное представление). Человечество разделяется на два противоположных лагеря. Одни говорят: "да пофиг мне этот Ктулху, для меня этот праздник связан совсем с другими переживаниями детства. Я вовсе не хочу лишать себя и своих детей радости только из-за того, что когда-то в древности наши далекие предки имели глупость создать этот культ. Для меня лично это не более, чем добрая семейная и национальная традиция, совершенно нейтральная с религиозной точки зрения. А если и наполненная каким-то религиозным смыслом, то совершенно непохожим на культ бога плодородия.

    Другие, непримиримые, в основном религиозные святоши, говорят: "э, нет, теперь всё, никаких праздников! А то мало ли что: а вдруг истинный Бог Аллах (Иисус, Иегова - нужное подчеркнуть) меня убьет за то, что я таким косвенным образом поклоняюсь ложному богу Ктулху? Да, конечно, сегодня от культа Ктулху мало что осталось, но все-таки лучше перестраховаться"...

    Господа особенно набожные, ваш пример с Гитлером неудачен, и вот почему. Все-таки Гитлер был реальным человеком, чудовищем, погубившим миллионы человеческих жизней и повергшим весь мир в хаос и страдания. А Ктулху - это не более, чем плод буйной религиозной фантазии древних, не более того. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы... )))

    Поскольку автор блога непрозрачно намекнул, что размещаться будут ТОЛЬКО положительные отзывы, а любая иная точка зрения опубликована не будет, поэтому я на это особо и не рассчитываю. Надеюсь, хотя бы сам автор, может быть, призадумается, и изменит свою непримиримую позицию.

    ОтветитьУдалить
  4. Пример :Руки-отношение с Богом
    Какая разница чистые руки или грязные!Какой результат будет если руки постоянно грязные.

    ОтветитьУдалить

Комментарии в этом блоге - это отзывы, а не полемика. Поэтому они будут премодерироваться.